Источник: Коммерсантъ
Yara Birkeland - полностью электрический (первый в мире), автономный контейнеровоз. Судно сконструировано для работы без экипажа. Заказчик - норвежская химическая компания Yara International
Информация на берег передается в режиме реального времени, но только для сбора данных и подстраховки на случай чрезвычайных ситуаций, чтобы перехватить управление.
Как и в случае с беспилотными автомобилями, суда такого рода оснащены большим количеством датчиков, фиксирующих ситуацию вокруг судна. Это радары, инфракрасные камеры и прочие сенсоры.
Суда также оснащены особыми компьютерными системами для управления. Помимо этого, в них обычно есть и системы для автоматической швартовки.
Впервые испытали в ноябре 2021 года (с людьми на борту). В апреле 2022-го ввели в эксплуатацию для перевозок удобрений из фабрики в порт через фьорд. По заявлению компании, это заменит около 40 тыс. грузовиков в год.
Беспилотными судами занимаются многие: японцы, корейцы, китайцы, европейцы. Причем речь не только об ограниченных акваториях, уже есть попытки трансокеанских перевозок.
В январе 2022 года компании провели тестовое плавание беспилотного автомобильного парома на севере острова Кюсю в рамках программы развития беспилотных судов MEGURI 2040.
Паром длиной 222 м и грузоподъемностью 15,5 тыс. тонн не только прошел 240 км в автономном режиме, но и пришвартовался в таком же режиме.
На первый взгляд, на водном транспорте реализовать такие технологии проще всего. Но нужно считать - это большие инвестиции в переоборудование портов, содержание центров управления и т.д.
В России системы автономной навигации разрабатывает Sitronics КТ. Прошлым летом сообщалось, что в третьем квартале 2023 года для беспилотных перевозок на Балтике подготовят 2 парома. Осенью оборудование компании начали тестировать на буксире на реке Томь.