А.Девятов, "Пустоцвет огурца"

Человек и общество

08.07.2016 00:54  9 (1)

Михаил Хазин

322

К 15-летию Договора о добрососедстве между РФ и КНР

Правда всегда горькая. 16.07.2001 в Москве второй Президент Новой России Путин В.В. и второй после нормализации отношений между СССР и КНР Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали долгожданный (после краха Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи от 14.02.1950 г.) новый Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве под девизом «навеки друзья и никогда враги».

Новый этап отношений в концентрированном виде интересов предусматривал: со стороны КНР – получение от России ресурсов и технологий для «китайской фабрики XXI века»; со стороны России – получение от Китая инвестиций для модернизации хозяйства после крушения советской административно-командной системы.

Практика же, как лучший из критериев истины, показала, что расчет договаривающихся сторон оказался неверным. «Красный» народный Китай получил примерно 1% от объема российского экспорта сырья и топлива (нефти, газа, угля). «Синяя» либеральная Россия на основе взаимности получила примерно 1% от общего объема зарубежных инвестиций КНР. Причиной столь скромных объемов выступил нефтедоллар США, ибо именно эта расчетная единица выступала препятствием при расчете цены и выгоды в долгосрочных контрактах и масштабных проектах в торгово-экономической и научно-технической областях. Что же касается социальной основы добрососедства, в создании которой важную роль был призван сыграть российско-китайский Комитет дружбы, мира и развития, то и здесь в связи с разнонаправленностьюценностей гуманитарной сферы – социализм с китайской спецификой против либерализма РФ – по состоянию на 2016г. в общественном сознании народов остаются с китайской стороны: обиды на несправедливые территориальные притеснения царской России; с российской стороны: «китайская угроза» для Сибири и Дальнего Востока.

Единственной областью отношений, которую можно признать относительно успешной, выступает политическое доверие между главами государств. Что в пропаганде получило такое благодушное определение как «наилучшие за всю историю». Хотя и здесь «доверие» не направлено против третьих стран (например, США) и не предусматривает союзных действий. Все остальное: а это благие совместные декларации и подписание по 30-40 соглашений и меморандумов за каждый визит, есть ни что иное, как химера – «пустоцвет огурца» – цветы яркие, красивые и завязи вроде бы есть, а плодов нет. Здесь грустный реестр крупных несбывшихся обязательств возглавляет соглашение 2001 года по нефтепроводу Ангарск – Дацин, по которому уже в 2005 году Китай должен был получать 30 млн. тонн нефти. Продолжает соглашение 2006 года по двум магистральным газопроводам, которых нет и завершает тупой долгострой железнодорожного моста через реку Амур. 

Если же задаться вопросом: «А почему советско-китайский Договор о союзе и взаимопомощи 1950 года в своей эффективности был символом несокрушимой совокупной мощи наших государств и образцом для всех народов не западных цивилизаций»? То небополитики видят ответ в учетной единице взаиморасчетов, привязанной не к USD, а к весу металлического золота – это главное в части интересов экономического сотрудничества без вмешательства Запада. А также в решимости путем укрепления дружбы и искреннего уважения воспрепятствовать актам агрессии на Дальнем Востоке и во всем мире – это главное в части защиты ценностей наших не западных цивилизаций в войне в Корее.

Удар по доллару США как универсальной мировой валюте был прост: 1 марта 1950 г. Совет министров СССР постановил перейти к исчислению рубля не на базе доллара (как это делалось с 1937г.), а на золотой основе: металлическое содержание рубля составило 0,222168 грамм чистого золота при цене золота 4 рубля 48 коп. за грамм (при этом цена USD устанавливалась в 4 рубля, вместо прежних 5 руб. 30 коп.). А 01.06.1951г. Правительства СССР и КНР согласились применять как основание для определения курса рубля в отношении юаня Народного банка Китая официальную цену на золото. В дополнение к чему 01.01.1953 года было подписано соглашение о золотом залоге советско-китайской дружбы. Суть: СССР и КНР не только отказались использовать USD во взаимной торговле. Но и оценивать товары в долларах США прекратили. В 1952 году СССР, восточноевропейские страны и КНР предложили создать зону торговли, альтернативную долларовой. Теоретическая основа предложения создать параллельный американскому мировой рынок была заложена в вышедшей в том же 1952 году работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

 

Однако, как учил Ленин: «Политика не может не главенствовать над экономикой, рассуждать иначе – значит забывать азбуку марксизма». Поэтому всё рухнуло, когда Н.С. Хрущев в 1956г. на ХХ съезде КПСС отказался от сталинского наследия и советская верхушка развернулась в сторону Запада (с доктриной мирного сосуществования и интеграцией в мировой рынок нефтедоллара). А Китай, обвинив КПСС в измене (социал-империализме), разыграл стратагему мудрой обезьяны, взирающей с горы на схватку двух тигров. И, подыгрывая в холодной войне американскому тигру, забрал под свой контроль советское наследство в Азии и Африке.

Теперь же, в кризисе мировой финансовой системы на основе нефтедоллара США, при постепенном разрушении Евросоюза и с началом Третьей мировой войны нового гибридного типа, мир вошел в полосу радикальных перемен, которые завершатся новым миропорядком. Вот тут-то лидерство и могут взять на себя Китай и Россия. Однако для этого в обстановке глобальной трансформации действующий Договор о добрососедстве необходимо поднять на качественно новый уровень: Уже не военно-политического союза. И не экономического кооператива с взаимовыгодными интересами. Но семьи народов не западных цивилизаций, скрепленной не юридическим «брачным контрактом», но ценностями этики. Где Отец – это Небо. Мать – Земля. А народы между небом и землей – это братья и сестры, у которых есть дедушки и бабушки, а также и дальняя заморская родня. В этой семье народов не западных цивилизаций, последний раз собранных Сталиным в рамках социалистического лагеря, теперь покровителем может выступить старший брат – Китай, а наставником – старшая сестра Россия.

Традиции же православной этики и конфуцианской этики – это не торжество западного закона об однополых браках. Это этика справедливости и благоразумия, взаимопомощи и уважения, веры и надежды, силы и влияния, перед которыми силы, удерживающие старый порядок обмана, грабежа и насилия будут бессильны.

Родство же народов не западных цивилизаций достоверно прослеживается от «золотого рода» Чингисхана, когда Китай и Россия, Иран и страны Центральной Азии жили в этике всего-то 64-х запретов Великой Ясы, которых хватало для управления Единым государством с общим рынком от Желтого до Черного и Белого морей. Теперь Евразийского Экономического Союза, сопряженного с Экономическим Поясом нового Шелкового Пути.

Пример построенного на этике Единого государства Чингисхана с «возвращением на круги своя» к 2020 году имеется (обоснования см. в книге Девятов А. «Анти-Киплинг» - М. 2014). Экономический стержень справедливых семейных отношений без ссудного %%, но лишь на долевом участии с учетной единицей, привязанной к весу золота дает пример советско-китайских отношений времен дружбы.

Вполне очевидно, что МИД и договорно-правовые управления других министерств и ведомств качественно новый Договор о кровном союзе (сюемэн) народов не западных цивилизаций сделать не способны. Российско-китайский Комитет дружбы, мира и развития расписался в полном неумении обеспечить социальную поддержку инициативам глав государств России и Китая.

Остается уповать на народную дипломатию: Общественной палаты РФ, Русского Совета, Оргкомитета Китайской Мечты и экспертных сообществ по концептуальному управлению будущим.

 

По поручению Московской концептуальной группы

Исполнил Андрей Девятов No498 от 07.07.16


Оцените статью